8.3. Демократические мысли в трудах Т. Гоббса

Гоббса Веком гениев называют е столетие историки философии и естественных наук. При этом они имеют в виду множество блестящих мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинувших естественные науки, особенно философию. В созвездии их имен первостепенное место принадлежит имени английского философа, создателя системы механического материализма Томасу Гоббсу ,который являлся поборником естественнонаучной методологии и считал поведение и психику человека безостаточно подчиненными законам механики. Томас Гоббс родился 5 апреля г. Мальмесбюри, в семье священника. Уже в детском возрасте он обнаруживал выдающиеся способности и одаренность. В школе хорошо овладел древними языками - латинским и греческим. В пятнадцать лет Гоббс поступил в Оксфордский университет, где преподавалась схоластическая философия. Получив степень бакалавра, он приступает к чтению лекций по логике.

Возрождение и эпоха ранних буржуазных революций

Ты уже, вероятно, что-то слышал о великом Левиафане и тебя тянет почитать эту книгу? Это совершенно эзотерическая книга, и ее имманентная эзотерика увеличивается по мере того, как ты в нее вчитываешься. С одной стороны, нет ни одного курса, сколь бы краток он ни был, автор которого счел бы возможным обойти этого мыслителя. С другой — специальных работ, посвященных анализу воззрений Гоббса, довольно мало, а в отечественной литературе они отсутствуют практически вовсе.

Любопытно, что даже в том случае, когда специалист обращается к анализу сочинений Гоббса — например, когда почтенный отечественный историк философии В. Соколов [1] создает обширную вступительную статью к двухтомнику, почти исключительно состоящему из политических трактатов автора, то и тогда исследователь обстоятелен и любопытен только находясь на почве привычного — рассуждая об особенностях теории познания, онтологии или общей антропологии Гоббса — и, напротив, становится лишь аннотатором, обращаясь к суждениям английского философа о власти и праве.

Главным трудом Гоббса стала книга «Левиафан, или Материя, Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они.

Гоббса Веком гениев называют естолетие историки философии и естественных наук. При этом они имеют в видумножество блестящих мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложившихфундамент современного естествознания и по сравнению с предшествующимистолетиями далеко продвинувших естественные науки, особенно философию. Всозвездии их имен первостепенное место принадлежит имени английского философа,создателя системы механического материализма Томасу Гоббсу , который являлсяпоборником естественнонаучной методологии и считал поведение и психику человекабезостаточно подчиненными законам механики.

Томас Гоббс родился 5 апреля г. Мальмесбюри, в семье священника. Уже в детском возрасте онобнаруживал выдающиеся способности и одаренность. В школе хорошо овладелдревними языками — латинским и греческим. В пятнадцать лет Гоббс поступил вОксфордский университет, где преподавалась схоластическая философия. Получивстепень бакалавра, он приступает к чтению лекций по логике.

Вскоре емупредставляется возможность совершить продолжительное путешествие по Европе.

Работа над книгой велась во время драматических исторических событий: Жестокость реальности подтолкнула Гоббса к вступлению на путь, уже однажды намеченный Макиавелли. Как мы помним, последний, отвергнув аристотелевскую идею описывать политическую жизнь с точки зрения цели Благо , решил проанализировать ее исходя из истоков и начал — часто насильственных и несправедливых.

Виктор Мазин о книге Ренаты Салецл «О страхе» . Для Гоббса — точно нет, ведь для него, человек без страха — вообще не человек.

Страх есть возможность свободы. Кто научился по-настоящему бояться, тот обучился высшему; действительность — легче возможности; нельзя обманывать действительность, которая хочет нас научить, бесчестно — пренебрегать страхом, который хочет спасти нас. Он вводит нас в проблематику через учение Гоббса, одного из основателей современной философии государства. Значительную часть лекции составляет реконструкция важного утверждения Гоббса, которое Гинзбург считает его центральным аргументом: Страх этот настолько велик, что не может быть приравнен к обычному испугу.

Благоговейный трепет почитания превосходящей человека мощи примечателен тем, что вызывает его творение человеческое.

Учение Т. Гоббса о государстве и праве.

Предыдущий Оглавление Следующий . ГОББС Первый писатель нового времени, который из чистых начал естественного права развил полное и систематическое учение о государстве, был англичанин Томас Гоббс . Борьба королей с парламентом в половине столетия вызвала в Англии разнообразные политические направления как в жизни, так и в теории. Гоббс выступил отъявленным врагом революции. Он хотел на непоколебимых основаниях естественного закона утвердить права верховной власти против взбунтовавшихся подданных.

Первым систематическим его сочинением в этом духе был писанный на латинском языке трактат О Гражданине , который был издан сперва в году в Чичерин Б.

Я говорю о сходстве самих страстей, которые одинаковы у всех людей,- о желании, страхе, надежде и т. п., а не о сходстве объектов этих страстей.

Гоббс — индивид и самосохранение Жизнь. Томас Гоббс — был англичанином и современником Английской революции. В возрасте шести лет он уже выучил латинский и греческий языки и рано поступил в Оксфордский университет. Будучи секретарем лорда Кавендиша , по службе немало путешествовал, встречаясь со многими выдающимися современниками в частности, с Галилеем.

В начале гражданской войны он уехал во Францию, вернувшись в Англию в В возрасте 88 лет перевел на английский язык Гомера. Важные даты английской истории — Английская революция — восстание Кромвеля , — против Карла , — Общество как часовой механизм Гоббс жил в политически нестабильное время, в период открытой гражданской войны между роялистами и сторонниками парламента. Все его политические работы преследовали одну цель: Ради этого он поддерживал абсолютную монархию.

Б. Рассел. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

Он был эмпириком, как Локк, Беркли и Юм, но в отличие от них он был приверженцем математического метода не только в чистой математике, но и в ее приложениях к другим отраслям знания. На его общее воззрение Галилей оказал большее влияние, чем Бэкон. Континентальная философия, начиная от Декарта и до Канта, многие свои концепции о Природе человеческого познания взяла из математики, но она считала, что математику можно познать независимо от опыта.

Труд Гоббса, очень объемный, наполовину посвященный не политике, а богословию, привлекает к себе внимание и вызывает споры на.

Томас Гоббс — , сын сельского священника и выпускник Оксфорда, получивший ученую степень бакалавра искусств, всю свою жизнь посвятил науке — философии. Имея возможность остаться преподавать в университете, он предпочел место гувернера в семействе лорда Кавендиша, графа Девонширского. Карл не забыл своего учителя и, когда вернулся на отцовский престол, назначил Гоббсу пенсию, обеспечившую философу безбедную жизнь.

Однако этот факт не означает, что Гоббс придерживался традиционных монархических взглядов. Гоббс вошел в историю прежде всего как политический философ. Однако он, творивший в эпоху научной революции, не мог оставаться в стороне от решения общефилософских, мировоззренческих вопросов и стремился разрешить их в духе своего времени.

Бэкона, которому помогал в переводах на латынь; Г. Галилея, с которым встречался во Флоренции; М. Гассенди, с которыми был дружен; Р. Благодаря деятельности этих и многих других ученых складывалась новая эмпирическая наука. Гоббс разделял его безоговорочно и неоднократно повторял на страницах своих книг. Гоббс отрицательно, если не сказать враждебно, относился к античной и средневековой философии, полагая, что они не вели к истине, а лишь затуманивали, а то и извращали ее. Гарвея, открывшего кровообращение, И.

Предмет философии, по Гоббсу, материален — это тела.

Авторский материал: Политическая философия Томаса Гоббса

Автократия в действии Учения Гоббса Неважно, насколько сильны орудия; не в них, господа судьи, находится настоящая сила. Не способность масс убивать других, но их великая готовность умереть — вот что обеспечивает в конечном итоге победу народного восстания. Лев Троцкий Томас Гоббс родился 5 апреля года, накануне вторжения испанской армады в Британию. Слухи о войне циркулировали по Англии уже несколько месяцев.

Ученые богословы погружались в книгу Откровения, убежденные в том, что Испания — это Антихрист и конец света близок.

«“Страх” как основа “политической теологии” Томаса Гоббса». Студент. группы. №. Зыряно Научный руководитель. к. ю. н.

Если Попытаться Охарактеризовать Внутреннюю Логи Основные идеи Томаса Гоббса. Если попытаться охарактеризовать внутреннюю логику Философских исследований Гоббса, то вырисовывается следующая картина. Проблема власти, проблема генезиса и сущности государственного общежития была одной из центральных философско-социологических проблем, стоявших перед передовыми мыслителями 16 - 17 века в эпоху создания национальных государств в Европе укрепления их суверенитета и формирования государственных институтов.

В Англии в условиях революции и гражданской войны эта проблема стояла особенно остро. Не удивительно, что разработкой вопросов моральной и гражданской Философии, или философии государства, и привлекала прежде всего внимание Гоббса. Философ сам подчеркнул это в посвящении, предпосланном произведению О Теле, в котором он определяет свое место среди других основоположников науки и философии нового времени. Разработка этих вопросов заставила Гоббса обратиться к изучению человека.

Английский философ, как и многие другие передовые мыслители той эпохи, не поднявшиеся до понимания действительных, материальных причин общественного развития, пытался объяснить сущность общественной жизни, исходя из принципов Человеческой природы.

6. Политическое учение т. Гоббса.

Он был эмпириком, как Локк, Беркли и Юм, но в отличие от них он был приверженцем математического метода не только в чистой математике, но и в ее приложениях к другим отраслям знания. На его общее воззрение Галилей оказал большее влияние, чем Бэкон. Континентальная философия начиная от Декарта и до Канта многие свои концепции о природе человеческого познания взяла из математики, но она считала, что математику можно познать независимо от опыта.

Это, таким образом, вело, как и в платонизме, к умалению той роли, которую играет мысль. С другой стороны, на английский эмпиризм математика оказала мало влияния, и он имел склонность к ложной концепции научного метода. У Гоббса не было ни одного из этих недостатков.

Итак, по Гоббсу, всеобщий и взаимный страх, а не смитовская"склонность к торговле, к обмену одного предмета на другой" является движущей силой.

При этом они имеют в виду множество блестящих мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинувших естественные науки, особенно философию. В созвездии их имен первостепенное место принадлежит имени английского философа Томаса Гоббса Как и большинство других прогрессивных мыслителей этой эпохи, Гоббс объективно был выразителем интересов капитализма, достигшего значительных успехов в Англии и некоторых других странах Европы.

Субъективно же он считал себя бескорыстным искателем истины, необходимой всему человеческому роду. Это последнее сохраняясь в непрерывном и неустанном возникновении знания, превосходит кратковременную силу любого другого плотского наслаждения". Только присущая Гоббсу самозабвенная преданность науке и философии позволила ему достичь тех значительных результатов в области философии, которые делают его труды и произведения интересными и поучительными до наших дней.

Томас Гоббс родился 5 апреля в года в Вестпорте, вблизи Мальмсбери, одного из значительных в то время городов Вильтского графства, на юге Англии. Его мать была крестьянского происхождения; отец сельский священник; его родственники занимались перчаточным ремеслом, довольно распространенным в этом графстве, Первоначально Гоббс свое образование получил в церковной школе, которую начал посещать с четырехлетнего возраста.

Философские взгляды Т. Гоббса

Гоббса Веком гениев называют е столетие историки философии и естественных наук. При этом они имеют в виду множество блестящих мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинувших естественные науки, особенно философию.

В созвездии их имен первостепенное место принадлежит имени английского философа, создателя системы механического материализма Томасу Гоббсу , который являлся поборником естественнонаучной методологии и считал поведение и психику человека безостаточно подчиненными законам механики. Томас Гоббс родился 5 апреля г.

И все же доминантой политической философии Гоббса - этого «Галилея от . Для Гоббса смерть и страх перед смертью являются движущей силой.

Программный смысл Гоббсовой договорной теории Учение Гоббса в крайней, предельной форме выразило общую тенденцию социального мышления в. Государство это могло мыслиться как монархическое или республиканское, как возникшее в результате захвата или основывающееся на установлении, но во всех случаях предполагалось, что оно будет нестесненным в своих действиях по отношению к факторам, до сих пор вызывавшим раздоры и анархию.

К последнему разъяснению Гоббс прибегает особенно часто. Существеннейшей особенностью его концепции является то, что гражданская война и революция революция, какой она предстала в Англии — гг. Именно из этого ядра причем достаточно логичным образом вырастает самая отталкивающая сторона концепции Гоббса: Попробуем выявить и проследить эту логику. Это переживание он встречает и в других индивидах, от которых исходит угроза его существованию. Он основывается на принципе правовой справедливости на требовании: В акте общественного договора, как его описывает Гоббс, сразу и имманентным образом присутствует право.

Оно предшествует феномену государственной власти и должно бы, казалось, целиком определить характер последней. Однако этого-то как раз у Гоббса не происходит и не может произойти. Общественный договор имеет у него смысл коллективной благоразумной реакции индивидов на опасную ситуацию, в которой они до сих пор находились.

2. Hobbes: Authority, Human Rights and Social Order